|
Влияние современной подошвы на наши ноги.
Основная проблема современной обуви заключается в том, что она существенно изменяет условия взаимодействия стопы с подстилающей поверхностью (п.п.). В основном не в лучшую сторону. Наш организм, как компьютер, просчитывает предполагаемые условия такого взаимодействия исходя из характера движения, массы человека и … босой ноги. Теперь, человек надел обувь форма, которой отличается от самой стопы. Т. е. приобрёл «посредника» для взаимодействия с подстилающей поверхностью. Это сразу же нарушило баланс между ожидаемыми условиями и фактическими.
Как вы думаете, если на машину вместо круглых колёс поставить квадратные, будут ли при движении изменения в её подвеске, трансмиссии (опорно-двигательном аппарате)?…. Несомненно! С нашими ногами происходит тоже самое. Обувь в большинстве своём это те же «квадратные колёса».
Для доказательства, рассмотрим влияние подошвы на характер движения стопы в продольной (сагиттальной) рис.1 и в поперечной (фронтальной) плоскости рис.2.
левая нога
 |
 |
Рис. 1 Вид с боку
|
Рис. 2 Вид сзади
|
О, А, В – точки касания п.п. с:
О – пяткой;
А – пяточной частью тонкой подошвы;
В – пяточной частью толстой подошвы, каблуком,
α - угол, зависящий от ширины шага и скорости перемещения стопы;
β - угол, зависящий от степени уплощения стопы, завала пяточной части обуви и от массы самой обуви, дополнительно загружающей носок стопы;
∆ м = F ∙ ∆ h – дополнительный момент вращения стопы;
F – результирующая сила реакции опоры (п.п.) при взаимодействии с пяткой (подошвой);
∆h – дополнительное удлинение рычагов стопы.
Нетрудно заметить, что современная подошва увеличивает естественные рычаги стопы.
В продольной плоскости рис.1 это создаёт:
- дополнительный момент ∆ м для подошвенного сгибания;
- дополнительное ускорение, уменьшающее время прохождения передней части стопы т.2 до соприкосновения с п.п. и увеличивает силу, с которой эта часть ударяется о п.п.. Вспомните, как ходят наши малыши, шлёпая о пол сандалиями. Ещё заметнее, когда бегают. Кроме этого, вся стопа дополнительно перемещается и в горизонтальной плоскости т.2/, 2//, 2///, как будто бы «поскальзывается» вместо «перекатывается». Т.е. нарушается нормальная физиологическая последовательность работы мышц и суставов, т.к. мышцы начинают работать в противофазе подошвенного и тыльного сгибания (от и на себя соответственно).
Теперь рассмотрим влияние подошвы на характер движения стопы в поперечной плоскости рис.2.
Если расслабить стопу и поднять её над п.п. так, чтобы пяточная кость (сзади) имела вертикальное положение, то, при наличии плоскостопия, согласно масс-инерционных характеристик передняя часть стопы будет наклонена наружу (супинация). Причём угол наклона пропорционален степени уплощения стопы (чем площе – тем больше). Это - самый простой способ определения плоскостопия (дефекта). Следовательно, при ходьбе первоначальный момент касания придётся на внешнюю сторону подошвы. Это же произойдёт и при отсутствии плоскостопия, но при наличии современной обуви т.к. в ней уже заложен «так называемый физиологический вальгус» - около десяти градусов.
Снова повторяется ситуация описанная выше, только теперь уже в другой плоскости:
» дополнительный момент ∆ м через рычаги АС и ВД для вращения стопы внутрь (пронация),
» дополнительное ускорение для того, чтобы быстрее и сильнее ударить стопу о землю.
Получим ещё один «шлепок» со смещением теперь уже внутрь т.1/ ,1// ,1/// и противофазу наружному и внутреннему сгибанию стопы.
Т.о. современная обувь создаёт нерасчётные для стопы перемещения в боковом, продольном и вертикальном направлениях. Это и есть то отличие ожидаемых условий от фактических благодаря «посреднику».
«Не значительные»: скажите вы. Не всегда! И происходит это при каждом нашем шаге тысячи раз в день. Тем более что с точки зрения физиологии, не соответствие условий вызывает – травмы! Если, всякий раз, я буду ставить ноги на плоскость, движущуюся в различных, не зависимых от меня направлениях, то какова вероятность получить проблемы с ногами? Думаю, такая же, как выходить на ходу из машины. И подобное происходит с нами каждый день из года в год. Надеюсь теперь понятно, почему с возрастом у людей, некогда здоровая стопа уплощается, пальцы искривляются, появляются шпоры, шишки и т.п. «Квадратные колёса» -один из основных и, пожалуй, самый существенный фактор, приводящий к поломке нашего опорно-двигательного аппарата.
Если внимательно рассмотреть рис.1 и 2, то не трудно заметить, что побочные эффекты можно исключить или существенно уменьшить, если скруглить края подошвы так, чтобы проекция центра давления стопы на внешнюю часть подошвы совпадала с точкой касания последней о подстилающую поверхность см. рис.3 и 4. Идеально если внешняя часть подошвы будет повторять форму опорной части стопы. Но, т.к. этот параметр сугубо индивидуальный, то есть смысл сделать округлую осредненную форму внешней части подошвы, а необходимую индивидуальную «доработку» стопа сделает сама в процессе носки. Для этого достаточно чтобы материал, из которого делается подошва, был относительно мягким.
левая нога
 |
 |
Рис. 3 Вид с боку.
|
Рис. 4 Вид сзади.
|
Внимательный и думающий читатель наверняка заметил не привычную форму пятки и не увидел завал пяточной части обуви на рис. 2. Дело в том, что здесь изображён лучший вариант, т.е. с учётом того, что мы перестали делать обувь с «физиологическим вальгусом». Мне хотелось заострить внимание уважаемых читателей на том, что этого не достаточно. Угол β всё равно будет присутствовать в любом случае при ношении современной обуви.
Подробнее об этом можно прочитать здесь же на сайте в статье – обращение к обувщикам (заголовок-продолжение).
Добавить страницу или поделиться :
|
|